МБ ДОУ ,,Детский сад 64,, старший воспитатель Никитенко Надежда Викторовна
Консультация для родителей «Дыхательные упражнения»Консультация для родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Тема: «Дыхательные упражнения с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» Цель: знакомство родителей с дыхательными упражнениями. Содержание консультации: Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. Различают три типа дыхания: грудной (верхнерёберный)-дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху; брюшной (диафрагмальный) – дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Положительная сторона- лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука-ухудшает его; грудобрюшной (диафрагмально-рёберный)- отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Он постепенно формируется у детей по мере их физического развития. Речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия. [2] В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха для высказывания. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох). В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте. Обычная разговорная речь происходит на фоне речевого выдоха. За один речевой выдох они произносят 3-х, 4-х словные фразы. Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, детям с разными речевыми нарушениями требуется целенаправленная коррекционная работа по формированию грудобрюшного типа дыхания для того, чтобы использовать его в дальнейшем для развития речевого дыхания. Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. В детском саду основным приемом по формированию воздушной струи является – дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). [1] Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. · В процессе работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций. · Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. · Выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой. · Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения. · Следить за точностью направления воздушной струи. · Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение. · Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд. · Нельзя надувать щёки. · Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля. · На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля. · Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться. [1] · Упражнения могут выполняться под счёт. Уважаемые родители, а теперь мы с вами превратимся в детей и попробуем выполнить небольшой комплекс дыхательных упражнений. «Футбол» — это упражнение направлено на формирование воздушной струи, умение ее направлять, формировать силу выдоха. Ход. Перед вами ворота и мяч. Ваша задача задуть мяч в ворота. «Сдуй снежинку»-это упражнение направленно на формирование воздушной струи, силу и продолжительность выдоха. Ход. На кончик носа положить ватку, широким языком «чашечка», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. «Одуванчик» — это упражнение направленно на формирование ритмичного выдоха. Ход. Подуть на пальцы руки начиная с большого, прерывистыми выдохами, произнося звук [Ф], [П], [С]. Уважаемые родители, вы поняли, что детские упражнения на развитие дыхания, воздушной струи совсем не детские и для того, чтобы научиться их правильно выполнять нужна тренировка! Эти и другие упражнения вы можно выполнять дома вместе со своим ребенком. 9 декабря 2023 в 12:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.