МБ ДОУ ,,Детский сад 64,, Группа ,,Капитошки,,

Консультация для родителей «Дыхательные упражнения»

Консультация для родителей,

воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

с ТНР

 

Тема: «Дыхательные упражнения с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Цель: знакомство родителей с дыхательными упражнениями.

Содержание консультации:

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох.

Различают три типа дыхания:

грудной (верхнерёберный)-дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху;

брюшной (диафрагмальный) – дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Положительная сторона- лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука-ухудшает его;

грудобрюшной (диафрагмально-рёберный)- отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Он постепенно формируется у детей по мере их физического развития.

Речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия. [2]

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха для высказывания. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте. Обычная разговорная речь происходит на фоне речевого выдоха. За один речевой выдох они произносят 3-х, 4-х словные фразы.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, детям с разными речевыми нарушениями требуется целенаправленная коррекционная работа по формированию грудобрюшного типа дыхания для того, чтобы использовать его в дальнейшем для развития речевого дыхания.

Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

В детском саду основным приемом по формированию воздушной струи является – дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). [1]

Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

· В процессе работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.

· Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

· Выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

· Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.

· Следить за точностью направления воздушной струи.

· Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

· Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.

· Нельзя надувать щёки.

· Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.

· На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

· Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться. [1]

· Упражнения могут выполняться под счёт.

Уважаемые родители, а теперь мы с вами превратимся в детей и попробуем выполнить небольшой комплекс дыхательных упражнений.

«Футбол» — это упражнение направлено на формирование воздушной струи, умение ее направлять, формировать силу выдоха.

Ход. Перед вами ворота и мяч. Ваша задача задуть мяч в ворота.

«Сдуй снежинку»-это упражнение направленно на формирование воздушной струи, силу и продолжительность выдоха.

Ход. На кончик носа положить ватку, широким языком «чашечка», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Одуванчик» — это упражнение направленно на формирование ритмичного выдоха.

Ход. Подуть на пальцы руки начиная с большого, прерывистыми выдохами, произнося звук [Ф], [П], [С].

Уважаемые родители, вы поняли, что детские упражнения на развитие дыхания, воздушной струи совсем не детские и для того, чтобы научиться их правильно выполнять нужна тренировка! Эти и другие упражнения вы можно выполнять дома вместе со своим ребенком.

9 декабря 2023 в 12:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.